Arms
 
развернуть
 
652150, Кемеровская область - Кузбасс, г. Мариинск, ул. Ленина, д. 44
Тел.: (384-43) 5-37-75 , 5-25-35 
5-37-75 (ф.)
mariinsky.kmr@sudrf.ru
652150, Кемеровская область - Кузбасс, г. Мариинск, ул. Ленина, д. 44Тел.: (384-43) 5-37-75 , 5-25-35 ; 5-37-75 (ф.)mariinsky.kmr@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО: РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ, СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение по административному делу
Печать решения

Дело № 2а-630/2024

УИД 42RS0012-01-2024-001111-58

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Байгунакова А.Р.,

с участием прокурора Акимкиной А.В.,

при секретаре Селезневой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области

17 июля 2024 года

административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Мариинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Ананьевой Ольге Сергеевне о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возникшего на основании водительского удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Мариинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Мариинский городской суд с административным иском к Ананьевой О.С. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, возникшего на основании водительского удостоверения.

Административные исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой г.Мариинска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

При проведении проверки установлены, что Ананьева Ольга Сергеевна, <...> года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № <...> категорий <...>, выданного <...>.

Согласно сведениям <...>, Ананьева О.С. с <...> находится под диспансерным наблюдением <...> с диагнозом: <...>.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В силу абзаца 9 статьи 5 Закона № 196-ФЗ одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе в проведении обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители, а также водителей транспортных средств.

Целью такого освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

При установлении обстоятельств, препятствующих управлению гражданином транспортными средствами, продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

В силу пунктов 1, 4 статьи 23.1 Закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 28 Закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) отнесены к перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Согласно Международной классификации <...>.

Таким образом, управление автотранспортным средством Ананьевой О.С., страдающей <...>, имеющая медицинские противопоказания на управление транспортным средством, установленные федеральным законодательством, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы граждан, интересы общества и государства.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Указанные выше обстоятельства позволяют прокурору в соответствии со статьей 39 КАС РФ обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит суд прекратить действие права управление транспортными средствами Ананьевой Ольги Сергеевны, <...> года рождения, возникшее на основании водительского удостоверения № <...> категорий <...>, выданного <...> (действительного до <...>).

Обязать Ананьеву Ольгу Сергеевну, сдать в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Кемеровской области водительское удостоверение № <...> категорий <...>, выданного <...> на ее имя.

Направить вступившее в законную силу решение суда в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Кемеровской области как основание для внесения информации о прекращении действия права управления транспортными средствами Ананьевой Ольги Сергеевны, <...> года рождения, в федеральную информационную систему ГИБДД о прекращении действия водительского удостоверения № <...> категорий <...>, выданного <...> (действительного до <...>).

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора города Мариинска Акимкина А.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик Ананьева О.С. не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно телефонограмме просила дело рассмотреть в свое отсутствие, с иском согласна.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

Рассмотрев дело, заслушав административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1, частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно части 4 статьи 27, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно положениям части 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием для предъявления иска о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР № 593 8-VIII от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что прокуратурой г.Мариинска проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

При проведении проверки установлено, что административный ответчик Ананьева О.С. имеет водительское удостоверение № <...> категорий <...>, выданное <...> со сроком действия до <...> (л.д.10).

Согласно сведениям <...> от <...> (л.д.6-7) Ананьева О.С. с <...> находится на диспансерном наблюдении <...> с диагнозом: «<...>».

Таким образом, установленные в ходе проверки сведения указывают на необходимость защиты прокурором неопределённого круга лиц от возможного причинения вреда в связи с наличием у лица, имеющего медицинские противопоказания, права управления транспортными средствами.

В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены на основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно положениям статьи 5, частей 1, 6 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, целью которого является определение наличия (отсутствия) у водителей медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

Выдача водительского удостоверения осуществляется в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», Перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377.

В силу положений статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>.

С учетом изложенного, следует признать установленным факт наличия у Ананьевой О.С. заболевания (состояния), наличие которого препятствует возможности управления транспортными средствами и, как следствие, прекращения действия права на управление транспортными средствами Ананьевой О.С., <...> года рождения, возникшего на основании водительского удостоверения № <...> выданного <...> со сроком действия до <...>.

Оценив исследованные в судебном заседании обстоятельства и представленные доказательства, суд считает правильным удовлетворить в полном объеме заявленные прокурором города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Мариинска в интересах неопределенного круга лиц к Ананьевой Ольге Сергеевне о прекращении действия права управления транспортными средствами, возникшего на основании водительского удостоверения, удовлетворить в полном объеме.

Прекратить действие права управления транспортными средствами Ананьевой Ольги Сергеевны, <...>, возникшее на основании водительского удостоверения № <...>, выданного <...>, со сроком действия до <...>.

Направить вступившее в законную силу решение суда в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Кемеровской области как основание для внесения информации о прекращении действия права управления транспортными средствами Ананьевой Ольги Сергеевны, <...> года рождения, в федеральную информационную систему ГИБДД о прекращении действия водительского удостоверения № <...>, выданного <...>, со сроком действия до <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - А.Р. Байгунаков

Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2024 года.

Судья - А.Р. Байгунаков

Решение не вступило в законную силу.

Судья - А.Р. Байгунаков

Секретарь - Л.А. Селезнева

Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-630/2024 Мариинского городского суда Кемеровской области

Секретарь - Л.А. Селезнева