- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0012-01-2025-000250-38 |
Дата поступления | 18.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя → прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя |
Судья | Тураева Наталья Робертовна |
Дата рассмотрения | 01.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 18.02.2025 | 16:49 | 18.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 18.02.2025 | 17:32 | 18.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 19.02.2025 | 15:39 | Административное исковое заявление оставлено без движения | 20.02.2025 | |||||
Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд | 06.03.2025 | 17:00 | Административное исковое заявление принято к производству | 07.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 06.03.2025 | 17:05 | 07.03.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 19.03.2025 | 10:30 | Зал 5 (каб.109) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 07.03.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.03.2025 | 10:35 | 19.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 01.04.2025 | 14:30 | Зал 2 (каб.106) | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 19.03.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 10.04.2025 | 08:30 | 01.04.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 16.04.2025 | 16:44 | 16.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Главное межрегиональное(специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Кемеровской области -Кузбассу ГМУ ФССП России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №3" | ||||||||
ПРОКУРОР | Прокурор г. Мариинска | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | судебный пристав-исполнитель СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономарев Антон Максимович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление образования администрации Мариинского муниципального округа | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Федеральная служба судебных приставов России |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
|
Дело №2а-317/2025
УИД 42RS0012-01-2025-000250-38
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Тураевой Н.Р.,
при секретаре Тарасенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области
01 апреля 2025 года
административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №3» к судебному приставу-исполнителю СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономареву Антону Максимовичу, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Кемеровской области-Кузбассу ГМУ ФССП России, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГМУ ФССП России, ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ «ООШ №3» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономареву Антону Максимовичу, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Кемеровской области-Кузбассу ГМУ ФССП России, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГМУ ФССП России, ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Административные исковые требования мотивированы тем, что на основании исполнительного листа <...> от 15.04.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономаревым А.М. было возбуждено исполнительное производство <...> от 28.11.2024 об обязании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №3» (далее - МБОУ «ООШ №3») провести мероприятия по приведению в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ №3» по адресу: <...> в срок до 31.08.2024.
27.12.2024 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей и установлений нового срока исполнения до 31.01.2025.
23.01.2025 вышеуказанное постановление поступило в МБОУ «ООШ №3».
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ №229-ФЗ) должник вправе в порядке, установленном ФЗ № 229-ФЗ, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельствуменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ №229-ФЗ, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должникаот взыскания исполнительского сбора.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 27.12.2023 суд обязал МБОУ «ООШ №3» провести мероприятия по приведению в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ № 3» по адресу: <...> в срок до 31.08.2024.
Исполнение вышеназванного судебного решения в срок до 31.08.2024 не представлялось возможным, поскольку администрацией Мариинского муниципального округа до настоящего времени не было исполнено данное решение в части финансирования для проведения указанных мероприятий по приведению в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ №3». Отсутствие финансирования обусловлено недостаточной обеспеченностью лимитами бюджетных обязательств бюджета Мариинского муниципального округа на 2024 год.
Вместе с тем в целях исполнения вышеуказанного решения Мариинского городского суда МБОУ «ООШ №3» обращалось в Управление образования администрации Мариинского муниципального округа 15.02.2024 с ходатайством о добавлении лимитов на разработку проектно-сметной документации, 16.02.2024 с заявкой о выделение денежных средств на составление проектно-сметной документации.
Кроме этого, до получения административного искового заявления и вынесения судебного решения, по истечении 10-летнего срока эксплуатации службы АПС были заблаговременно поданы заявки на финансирование проектно-сметной документации на монтаж системы АПС от 07.09.2023.
На данные заявки Управлением образования администрации Мариинского муниципального округа сообщалось в устной форме о том, что лимиты на 2024 финансовый год не заложены.
Возложенная судом на МБОУ «ООШ №3» обязанность проведения мероприятий по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ № 3» по адресу: <...> была возможна только при исполнении администрацией Мариинского муниципального округа решения Мариинского городского суда профинансировать проведение таких мероприятий.
На 2025 годиз бюджета Мариинского муниципального округа МБОУ «ООШ № 3» выделены субсидии на реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, что подтверждается уведомлением о лимитах бюджетных обязательств <...> от 28.12.2024.
В связи с чем, МБОУ «ООШ №3» в Управление образования 28.12.2024 (то есть незамедлительно) направлена заявка на выделение денежных средств в размере 2535580 рублей для проведения мероприятий приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Объявлены конкурсные процедуры, производятся закупочные мероприятия. То есть замена автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ №3» по адресу: <...> будет произведена в 2025 году.
Неисполнение МБОУ «ООШ №3» решения Мариинского городского суда от 27.12.2023 и требования, содержащегося в исполнительном документе о взыскании исполнительного сбора от 27.12.2024 в размере 50000 рублей, обусловлено независящими от должника причинами, связанными с особенностями выделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
МБОУ «ООШ №3» полагает, что представленные доказательства подтверждают принятие должником всех возможных мер по выполнению мероприятий по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ № 3» и считает, что имеются правовые основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <...> от 28.11.2024.
Просят суд освободить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства <...> В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №3» на время рассмотрения настоящего дела по существу.
В судебном заседании представитель административного истца МБОУ «ООШ №3» Анисимова Л.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что в настоящее время выделены денежные средства для проведения мероприятий по приведению в соответствие с требованиями пожарной безопасности, 12.03.2025 между МБОУ «ООШ №3» и ООО ОФ «Сибирь-СБ» заключен контракт на выполнение монтажа автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в МБОУ «ООШ №3».
Административные ответчики ГМУ ФССП СОСП по Кемеровской области-Кузбассу ГМУ ФССП России, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГМУ ФССП России, ФССП России надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель представители СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономарев А.М., надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которыми считает действия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства <...> от 28.11.2024 законными, обоснованными и не противоречащими действующему законодательству. Принятые должником меры не являются основанием для бездействия судебного пристава-исполнителя, исполнение требований исполнительного документа данной категории регламентировано положениями гл.13 ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления образования администрации Мариинского муниципального округа Глущенко Ю.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что МБОУ «ООШ №3» является бюджетным учреждением. Возложенная судом на МБОУ «ООШ №3» обязанность провести мероприятия по приведению в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ №3» по адресу: <...> в срок до 31.08.2024, была возможна только при условии финансирования таких мероприятий. В 2025 году из бюджета Мариинского муниципального округа выделены денежные средства на 2025 плановый год и на плановый период 2026 и 2027 годов, данные денежные средства будут направлены на монтаж автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в образовательных учреждения Мариинского муниципального округа, в том числе и в МБОУ «ООШ №3». Неисполнение МБОУ «ООШ №3» решения Мариинского городского суда от 27.12.2023 и требования, содержащегося в исполнительном документе от 17.12.2024 о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей, обусловлено независящими от должника причинами, связанными с особенностями выделения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Прокурор г.Мариинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, представитель заинтересованного лица - администрации Мариинского муниципального округа, надлежащим образом извещенные, в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ организация может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов или на нее незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании, оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что 28.11.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономаревым А.М. на основании исполнительного листа <...> выданного Мариинским городским судом 15.04.2024 по делу <...>, возбуждено исполнительное производство <...> в отношении должника МБОУ «ООШ №3» (л.д.7-9, л.д.44-45, л.д.98).
07.09.2023 директором МБОУ «ООШ №3» на имя начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлено ходатайство с просьбой включить в бюджет на 2024 год проектно-сметную документацию в сумме 60000 рублей (л.д.13).
07.09.2023 директором МБОУ «ООШ №3» на имя начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлено ходатайство с просьбой включить МБОУ «ООШ №3» в список школ Мариинского муниципального округа на замену АПС (л.д.14).
15.02.2024 директором МБОУ «ООШ №3» на имя начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлено ходатайство с просьбой добавить лимиты на <...> в сумме 185000,00 рублей для разработки проектно-сметной документации по АПС (л.д.11, л.д.144).
16.02.2024 директором МБОУ «ООШ №3» на имя начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлено ходатайство с просьбой выделить денежные средства в размере 55500 рублей на составление проектно-сметной документации системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в МБОУ «ООШ №3» по адресу: <...> Подрядчик ООО «Рельеф» договор <...> от 15.02.2024, срок исполнения до 27.02.2024 (л.д.12, л.д.145).
Как усматривается из уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) <...> от 28.12.2024 (л.д.15-18, л.д.32-35, л.д.140-143) на 2025 год из бюджета Мариинского муниципального округа выделены лимиты на реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в МБОУ «ООШ №3».
28.12.2024 директором МБОУ «ООШ №3» на имя начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлено ходатайство о выделении денежных средств в размере 2535580 рублей согласно смете на замену АПС в МБОУ «ООШ №3» (л.д.19, л.д.146).
27.12.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономаревым А.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения (л.д.10, л.д.47, л.д.101).
15.04.2024 Мариинским городским судом выдан исполнительный лист <...> по делу <...> об обязании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №3» провести мероприятия по приведению в соответствии с требованиями пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, расположенных в здании МБОУ «ООШ №3» по адресу: <...> в срок до 31.08.2024 (л.д.42 оборот-43, л.д.95-97).
Как усматривается из уведомления о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) <...> от 29.12.2023 (л.д.137-139) на текущий финансовый год из бюджета Мариинского муниципального округа выделены лимиты на обеспечение деятельности в муниципальных образовательных организациях, целевая статья расходов <...>
Как усматривается из электронного контракта, сформированного с использованием ЕИС (л.д.147-149) 12.03.2025 между МБОУ «ООШ №3» (заказчик) и ООО ОФ «Сибирь-СБ» (исполнитель) заключен контракт на выполнение монтажа автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в МБОУ «ООШ №3». Дата окончания исполнения контракта (срок исполнения контракта) - 17.07.2025.
Как усматривается из сообщения начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа от 14.02.2025 (л.д.150-152) в 2024 году на реализацию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях Мариинского муниципального округа Управлению образования доведены лимиты в размере 28672,0 тыс. рублей, денежные средства освоены в полном объеме. Замена установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре произведена в 9 образовательных учреждениях. В 2025 году объем бюджета Мариинского муниципального округа по субсидии «Реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях Кемеровской области» составил 10912,6 тыс. рублей, данные средства будут направлены на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людей при пожаре в образовательных учреждениях Мариинского муниципального округа: <...> В 2026 году запланированы затраты на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления людей при пожаре: <...>
19.09.2024 начальником Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлена заявка Министру образования Кузбасса о выделении дополнительного объема субсидии «Реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях Кемеровской области-Кузбасса» в 2025 году в размере 23 100,00 тыс. рублей на выполнение судебных решений (л.д.153-154).
30.09.2024 начальником Управления образования администрации Мариинского муниципального округа направлено обращение Министру образования Кузбасса о подтверждении лимитов бюджетных обязательств на 2025 год по субсидиям «Реализация мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в муниципальных образованиях организаций Кемеровской области-Кузбасса» в размере 10465,1 тыс. руб. и «Реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях Кемеровской области-Кузбасса» в размере 20930,2 тыс. рублей (л.д.155).
На данное обращение из Министерства образования Кузбасса 21.10.2024 направлено сообщение (л.д.156), в соответствии с которым бюджет на 2025 год находится на этапе формирования. В первом чтении проекта закона Кемеровской области-Кузбасса «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» предварительный объем бюджета Мариинского муниципального округа на 2025 год составил 15696,6 тыс. рублей (в том числе обеспечение пожарной безопасности 10464,0 тыс. рублей, обеспечение антитеррористической защищенности 5232,6 тыс. рублей). В этой связи допустимо перераспределение бюджетных ассигнований между субсидиями в зависимости от приоритетности выполнения работ, определенных главой муниципального образования, в рамках общей суммы предварительного объема бюджета на реализацию указанных мероприятий.
25.04.2024 из Правительства Кемеровской области-Кузбасса получен ответ на обращение о выделении из областного бюджета дополнительных лимитов в 2024 году на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях Мариинского муниципального округа, в соответствии с которым Законом Кемеровской области-Кузбасса от 14.12.2023 №117-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» для каждого муниципального образования утвержден объем субсидии «Реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях Кемеровской области-Кузбасса». В связи с отсутствием экономии по указанной субсидии в муниципальных образованиях Кемеровской области-Кузбасса, в настоящее время выделить дополнительные лимиты бюджетных ассигнований бюджету Мариинского муниципального округа на 2024 год не представляется возможным (л.д.157).
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее также - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 названного Федерального закона определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В силу частей 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства
Исполнительное производство возбуждено 28.11.2024, срок для добровольного исполнения установлен в 5 дней. В указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, следовательно, привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии признака противоправности в поведении должника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 постановления от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее также - постановление Пленума №50) обратил внимание судов, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении №50 от 17 ноября 2015 года исходя из того, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, разъяснил, что суды вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости, в том числе, освободить должника от взыскания исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (абзац второй пункта 74).
В силу пункта 75 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Из материалов дела установлено, что исполнение судебного решения в установленный судом срок не представилось возможным, поскольку администрацией Мариинского муниципального округа не было исполнено решение суда в части финансирования не было исполнено решение в части финансирования для проведения вышеуказанных мероприятий.
Как усматривается из электронного контракта, сформированного с использованием ЕИС между МБОУ «ООШ №3» (заказчик) и ООО ОФ «Сибирь-СБ» (исполнитель) заключен контракт на выполнение монтажа автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в МБОУ «ООШ №3». Дата окончания исполнения контракта (срок исполнения контракта) - 17.07.2025.
Таким образом, МБОУ «ООШ №3» приняты все меры для исполнения требований исполнительного документа.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Таким образом, оснований полагать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями либо виновным противоправным бездействием должника, у суда не имеется.
С учетом изложенного суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» административный истец просил приостановить исполнительное производство в отношении МБОУ «ООШ №3» на время рассмотрения настоящего дела по существу.
На основании ст.359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное Федеральной службой судебных приставов или судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч.1). Приостановление или прекращение исполнительного производства производится судом, выдавшим исполнительный лист, либо судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, в том числе ведущего исполнительное производство, по которому решение о возбуждении принято Федеральной службой судебных приставов в автоматическом режиме (ч.2). Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается судом в десятидневный срок в порядке, установленном частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса (ч.3). На определение суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть подана частная жалоба (ч.4). Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. О возобновлении исполнительного производства выносится определение (ч.5).
Согласно пункту 6части 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях: … в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.
На основании п.6 ч.1 ст.40 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 29.12.2022, с изм. от 26.04.2023) «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:...принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
С учетом вышеприведенных норм права, фактических обстоятельств данного административного дела, суд не усматривает оснований для приостановления исполнительного производства, поэтому основания для удовлетворения заявления административного истца о приостановлении исполнительного производства отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №3» к судебному приставу-исполнителю СОСП по Кемеровской области-Кузбассу Пономареву Антону Максимовичу, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Кемеровской области-Кузбассу ГМУ ФССП России, ГУФССП России по Кемеровской области-Кузбассу, ГМУ ФССП России, ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора, - удовлетворить.
Освободить Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3» от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству <...> от 28.11.2024.
В удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Н.Р.Тураева
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2025 года.
Судья - Н.Р.Тураева
Решение не вступило в законную силу.
Судья - Н.Р.Тураева
Секретарь - О.Н.Тарасенко
Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-317/2025Мариинского городского суда Кемеровской области.
Секретарь - О.Н.Тарасенко
