- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0012-01-2025-000167-93 |
Дата поступления | 03.02.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Байгунаков Артем Раульевич |
Дата рассмотрения | 10.03.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 03.02.2025 | 17:30 | 03.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 03.02.2025 | 17:36 | 03.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 04.02.2025 | 17:18 | Административное исковое заявление принято к производству | 04.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 04.02.2025 | 17:18 | 04.02.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 19.02.2025 | 11:45 | Зал 2 (каб.106) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 04.02.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.02.2025 | 12:00 | 19.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 03.03.2025 | 15:00 | Зал 4 (каб.108) | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 19.02.2025 | |||
Подготовка дела (собеседование) | 10.03.2025 | 14:30 | Зал 5 (каб.109) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 03.03.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 10.03.2025 | 14:32 | 10.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 10.03.2025 | 14:35 | Зал 5 (каб.109) | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 10.03.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 14.03.2025 | 12:00 | 14.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 21.03.2025 | 14:47 | 21.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Мариинского муниципального округа | ||||||||
ПРОКУРОР | Акимкина Анна Владимировна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Кондратьев Вадим Владимирович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | КУМИ администрации Мариинского муниципального округа | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Миронов Никита Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор г. Мариинска |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Кемеровский областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
Дело №2а-232/2025
УИД 42RS0012-01-2025-000167-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Байгунакова А.Р.,при секретаре Селезневой Л.А.,
с участием помощника прокурора г.Мариинска Акимкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области
10 марта 2025 года
административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Мариинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мариинского муниципального округа о признании незаконным постановления администрации, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Мариинска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Мариинского муниципального округа, в котором просил признать незаконным пункт 2 постановления администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в части установления срока сноса дома и отселения физических лиц - до 31.12.2026. Обязать администрацию Мариинского муниципального округа изменить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу срок сноса дома и отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на 31.05.2025.
Административные исковые требования мотивированы следующим.
Прокуратурой города проведена проверка по обращению Л. по вопросам нарушения жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, <...> года постройки, постановлением администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> признан аварийным и подлежащим сносу. Данный многоквартирный дом не включен в региональную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2024 годы.
Заключением по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилых помещений от <...> года, утвержденного <...>, установлено, что повреждения и деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих строительных конструкций, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий. Существует опасность для пребывания людей, обрушение может произойти в любой момент. Необходимо срочно эвакуировать жильцов, выполнение капитального ремонта конструкций экономически не целесообразно.
Пунктом 2 постановления администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> установлен срок отселения до 31.12.2026, что недопустимо ввиду крайне неудовлетворительного состояния конструктивных элементов, наличия прямой и непосредственной угрозы жизни и здоровью проживающих, а также неопределенного круга лиц.
Признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом не пригоден для проживания, проживание в нем граждан не представляется возможным, имеется опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц вследствие его возможного обрушения. Однако, до настоящего времени в доме проживают граждане - собственники жилых помещений.
Указанный в постановлении администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> срок отселения является неразумным в силу его длительности, поскольку непринятие мер к сносу аварийного дома может повлечь его обрушение, создать угрозу жизни проживающих в нем граждан, дальнейшая эксплуатация дома может привести к обрушению инженерных конструкций, повлечь тяжкие последствия в виде причинения телесных повреждений и гибели граждан.
Постановлением администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...>, установившим срок сноса дома и отселения физических лиц из указанного дома до 31.12.2026, нарушено право собственников, проживающих в доме, на жилище, гарантированное Конституцией Российской Федерации, а также право на жизнь, поскольку они живут в состоянии опасности внезапного обрушения дома.
<...> прокурором города по результатам рассмотрения обращения Л. первому заместителю главы администрации Мариинского муниципального округа внесено представление, которое рассмотрено, однако, нарушения прав граждан на безопасные условия проживания не устранены.
Допущенные администрацией Мариинского муниципального округа нарушения посягают на интересы неопределенного круга лиц - собственников помещений многоквартирного дома, членов их семей, иных лиц, которые проживают в указанном доме, а также временно находящихся в жилых и нежилых помещениях, и тех, кто находится непосредственно около жилого дома.
<...> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа.
В судебном заседании помощник прокурора г.Мариинска Акимкина А.В. административные исковые требования уточнила. Просила признать незаконным пункт 2 постановления администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в части установления срока сноса дома и отселения физических лиц - до 31.12.2026. Обязать администрацию Мариинского муниципального округа изменить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу срок сноса дома и отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на <...>.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Мариинского муниципального округа Миронов Н.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных прокурором административных исковых требований по доводам письменных возражений.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица КУМИ Мариинского муниципального округа Кондратьев В.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Рассмотрев административное дело, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 6 статьи части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно п.33 Положения Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен разделом IV Положения.
Согласно пункту 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии.
Признание жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, является основанием для переселения граждан из аварийного жилья.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос № 3., далее - обзор), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (пункт 52 Положения).
С учетом указанной правовой позиции, изложенной в Обзоре, при рассмотрении дела, суд должен установить не только компетенцию органа местного самоуправления по определению конкретного срока сноса многоквартирного дома и срока отселения, но и оценивать разумность такого срока, с учетом обстоятельств спора.
Судом установлено, что <...> в прокурору г.Мариинска с жалобой обратилась Л., в которой просила принять меры прокурорского реагирования, направленные на изменение срока сноса многоквартирного дома № <...> по <...> и отселения физических, юридических лиц, указанного в постановлении администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> с 31.12.2026 на 31.12.2024 (л.д.16-19).
В ходе проверки было установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> является аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем дальнейшая его эксплуатация создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно техническому отчету по результатам инженерных изысканий о техническом состоянии строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> от <...>, установлена аварийная категория технического состояния жилого многоквартирного здания (л.д.24-69).
Согласно постановлению и.о. главы Мариинского муниципального округа от <...> № <...> (л.д.22-23) многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу (п.1.), установлен срок о сносе указанного дома, отселения физических и юридических лиц до <...> (п.2.).
Согласно акту проверки технического состояния жилого фонда и его инженерного оборудования от <...>, проведенной по факту проверки технического состояния жилого многоквартирного дома по адресу: <...>, при визуальном осмотре выявлено: из семи помещений, два полностью открыты, одно в разрушенном состоянии. Фундамент под стены здания ленточный, заглубленный в грунт. Фундамент неравномерно оседает в грунт, оштукатуренный кирпичный цоколь покрыт сквозными трещинами, частично разрушен, отмостка отсутствует.
В результате визуального осмотра наружных стен, выявлено, что стены рубленные из брёвен, на которой видны растрескивание древесины, имеются следы сырости и гнили под окнами, массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту дома, древесина местами расслаивается и легко разбирается, заметные искривления линий фасада, следы увлажнения и гнили, осадка углов.
Крыша деревянная, видны прогибы стропильных ног. Кровля шиферная, наблюдается массовое разрушение кровли, над пустующим помещением кровля отсутствует. Обрешетка разрушена, карнизная доска поражена гнилью, местами разрушена. На оставшихся шиферных листах видны отколы и трещины.
Оконные блоки деревянные, древесина расслаивается. Переплёты расшатаны, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью, створки не открываются, все сопряжения нарушены.
Крыльца деревянные, ступени стерты, местами разбиты, сквозные трещины в площадках, идет процесс полного разрушения.
Веранды деревянные, конструкции частично расшатаны, с левой стороны полностью разрушены. Наблюдается отклонение от вертикали, осадка и прогибы. Надворные постройки (сараи для хранения топлива для печей, туалет, выгребная яма) полностью разрушены.
Нарушены нормы пожарной безопасности, не обеспечена защита поверхностей несущих и других конструкций от возгорания.
<...> прокурором г.Мариинска в адрес первого заместителя главы Мариинского муниципального округа направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.72).
Из ответа главы Мариинского муниципального округа на представление прокурора от <...> следует, что нарушение прав граждан на безопасные условия проживания не устранены (л.д.76-77).
Материалами дела в свою очередь подтверждается, что после признания дома аварийным <...> административным ответчиком какие-либо противоаварийные мероприятия по усилению строительных конструкций здания, устранению дефектов, по капитальному ремонту дома, обследованию его состояния, в том, числе в рамках муниципального жилищного контроля, не проводились, в региональную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от <...> № <...>, дом не включен, предусмотренная ст.32 ЖК РФ процедура изъятия жилых помещений, расположенных в этом доме и земельного участка, на котором находится дом, не начата.
При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление прокурора г.Мариинска о признании незаконным пункта 2 Постановления администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> аварийным и подлежащим, в части установления срока сноса дома и отселения физических лиц в срок до 31.12.2026 подлежат удовлетворению.
Поскольку юридически значимым обстоятельством для установления даты расселения является техническое состояние жилого дома, степень его аварийности и опасности для проживания в нем граждан, а материалами дела подтверждается, что установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, невозможности безопасного проживания жильцов в приведенном многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, что свидетельствует о том, что предлагаемый прокурором срок расселения граждан до 31.07.2025 отвечает требованиям разумности.
Установление данного срока является необходимым, с целью защиты неопределенного круга лиц и как следствие способ восстановления права нельзя рассматривать как подмену компетенции ответчика, поскольку обратный подход приведет к не восстановлению нарушенных прав лиц в защиту которых прокурором инициирован иск.
Указанный вывод подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» действующего на момент рассмотрения искового заявления согласно содержанию которого признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ). Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
В связи с чем, определение даты расселения является необходимым, поскольку обратный подход не приведет к восстановлению нарушенных прав, в интересах которых прокурором подан иск.
В свою очередь, возложение обязанности на ответчика изменить дату расселения является необходимой в целях обеспечения исполнения судебного акта, компетенцию ответчика установление названного срока не нарушает, поскольку ответчик имеет право при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта инициировать вопрос о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в соответствии со статьей 358 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Мариинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Мариинского муниципального округа, удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в части установления срока сноса дома и отселения физических лиц - до 31.12.2026.
Обязать администрацию Мариинского муниципального округа (<...>) изменить в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу срок сноса дома и отселения граждан многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на 31.07.2025.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - А.Р. Байгунаков
Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2025 года.
Судья - А.Р. Байгунаков
Решение не вступило в законную силу.
Судья - А.Р. Байгунаков
Секретарь - Л.А. Селезнева
Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела № 2а-232/2025 Мариинского городского суда Кемеровской области.
Секретарь - Л.А. Селезнева
