ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0012-01-2025-000059-29 |
Дата поступления | 15.01.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Байгунаков Артем Раульевич |
Дата рассмотрения | 27.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 15.01.2025 | 17:27 | 15.01.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 15.01.2025 | 17:52 | 15.01.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 16.01.2025 | 14:13 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 16.01.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 16.01.2025 | 14:14 | 16.01.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 03.02.2025 | 10:30 | [*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству) | 16.01.2025 | |||||
[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству) | 03.02.2025 | 17:15 | 03.02.2025 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 19.02.2025 | 11:30 | Зал 2 (каб.106) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 03.02.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 19.02.2025 | 11:45 | 19.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 27.02.2025 | 11:00 | Зал 6 (каб.110) | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 19.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.03.2025 | 12:45 | 10.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 17.03.2025 | 17:30 | 17.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 26.04.2025 | 13:32 | 26.04.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 28.04.2025 | 13:32 | 26.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Администрация Мариинского муниципального округа | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Кулаева Тамара Алексеевна | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Миронов Никита Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №8 "Василек" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Отдел вневедомственной охраны по городу Мариинску-филиал ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области -Кузбасу | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | прокурор г. Мариинска | ||||||||
ПРОКУРОР | Ротэряну Анастасия Алексеевна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление образования администрации Мариинского муниципального округа | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФГКУ Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу" |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
18.04.2025 | ФС № 038702039 | Выдан | Взыскатель |
Дело № 2а-166/2025
УИД 42RS0012-01-2025-000059-29
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Байгунакова А.Р.,
с участием прокурора Ротэряну А.А.,
при секретаре Селезневой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области
27 февраля 2025 года
административное дело по иску прокурора города Мариинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек», Администрации Мариинского муниципального округа об обязании оборудовать объекты (территорию) образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мариинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек», Администрации Мариинского муниципального округа об обязании оборудовать объекты (территорию) образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Мариинска проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций Мариинского муниципального округа, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
По результатам проверки установлено, что здания образовательной организации - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек» по <...> не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные нарушения свидетельствуют о непринятии мер по обеспечению безопасного пребывания в указанной образовательной организации воспитанников, работников и иных лиц, посещающих школу.
В связи с установленными обстоятельствами, <...>, прокурором города начальнику Управления образования администрации Мариинского муниципального округа внесено представление о необходимости принятия мер по оборудованию образовательных организаций системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Представление рассмотрено <...>.
Из содержания ответа на акт прокурорского реагирования следует, что оснащение системой оповещения МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» планируется на 2025 год, в настоящее время денежные средства на данные мероприятия отсутствуют.
Согласно актам обследования (инспектирования) образовательной организации, предоставленным прокуратуре города в ходе проверки Отделом вневедомственной охраны по г.Мариинску - филиалом ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Кемеровской области-Кузбассу» от <...>, усматривается, что в вышеуказанной образовательной организации отсутствует система оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ УСТА) в обоих корпусах, что является недопустимым и создает угрозу для безопасного пребывания в нем обучающихся, педагогов, иных лиц.
Согласно сведениям, имеющимся в паспорте безопасности, МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» установлена 4 категория опасности. Следовательно, образовательная организация обязана осуществить мероприятия по установке системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Отсутствие данной системы свидетельствуют о непринятии мер по обеспечению безопасного пребывания на объекте (территории) учреждения образования граждан, в том числе несовершеннолетних, работников и иных лиц, посещающих данные организации.
Поскольку ответчиком на сегодняшний день меры по оборудованию здания детского сада системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не принимаются, правомерно привлечение ответчика к гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Нарушения требований антитеррористической защищенности на объектах образования Мариинского городского округа несут реальную опасность для жизни и здоровья как несовершеннолетних обучающихся, лиц, непосредственно осуществляющих свою деятельность на объектах, так для посетителей данных учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования Мариинского муниципального округа.
Истец просит суд обязать МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенной по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок до <...>, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
<...> прокурор обратился с заявлением об уточнении административных исковых требований, согласно которому просит признать бездействие администрации Мариинского муниципального округа по необеспечению целевого финансирования мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, незаконным.
Возложить на администрацию Мариинского муниципального округа обязанность обеспечить целевое финансирование мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до <...>.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек» обязанность оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до <...>.
<...> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу», в качестве соответчика Администрация Мариинского муниципального округа.
В судебном заседании представитель истца - ст.помощник прокурора г.Мариинска Ротэряну А.А. исковые требования в части признания бездействие администрации Мариинского муниципального округа по необеспечению целевого финансирования мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, незаконным, и возложить на администрацию Мариинского муниципального округа обязанность обеспечить целевое финансирование мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до <...> не поддержала. Просила суд возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек» обязанность оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до <...>.
Представитель ответчика - заведующая МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» Кулаева Т.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточненных заявленных требований прокурора, пояснила, что у них отсутствует финансирование на указанные мероприятия.
Представитель ответчика Администрации Мариинского муниципального округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Управления образования администрации Мариинского муниципального округа, Отдела вневедомственной охраны по городу Мариинску - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области - Кузбассу», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев дело, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 и 10 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с пунктами 1-3, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в числе прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из подпунктов «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ усматривается, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования № 1006).
Пунктом 5 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 17 Требований № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Подпунктами «а», «в», «г» пункта 18 Требований № 1006 предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в частности посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно подпункту «д» пункта 21 Требований № 1006 минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В силу требований подпункта «д» пункта 24, пункта 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) четвертой, третьей категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (далее - СОУЭ УСТА).
Как установлено судом, в соответствии с п.1.1. Устава, МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками.
МБДОУ «Д/с № 8 Василек» является бюджетным учреждением (п.1.5. Устава). Учредителем является Мариинский муниципальный округ (п.1.7. Устава). Функции и полномочия в отношении Учреждения исполняет управление образования администрации Мариинского муниципального округа (п.1.8.). Функции и полномочия собственника по вопросам управления и распоряжения имуществом Учреждения является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального округа (п.1.9. Устава). Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, круглую печать, штамп, бланки (п.1.11. Устава).
В соответствии п.2.1., п.2.2. Устава МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» предметом деятельности Учреждения является реализация основной образовательной программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за воспитанниками. Цели деятельности Учреждения - создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования, присмотра и ухода за воспитанниками.
Прокуратурой города Мариинска проведена проверка исполнения законодательства об антитерростической защищенности образовательных организаций Мариинского муниципального округа, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проверки прокуратурой города установлено, что здания образовательной организации - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек») по <...> - не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
<...> прокуратурой города Мариинска внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес Управления образования администрации Мариинского муниципального округа (л.д.36-39).
Согласно ответу Управления образования администрации Мариинского муниципального округа от <...> № <...> представление прокурора от <...> (л.д.40-41) мероприятия по оснащению системой оповещения МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» запланировано на 2025 год согласно выделенных лимитов.
Согласно актам обследования (инспектирования) образовательной организации, предоставленным Отделом вневедомственной охраны по г.Мариинску - филиалом ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Кемеровской области-Кузбассу» от <...>, в зданиях образовательной организации МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек», расположенных по адресам: <...> отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, что является недопустимым и создает угрозу для безопасного пребывания в нем обучающихся, педагогов, иных лиц (л.д.9, л.д.10, л.д.11, л.д.12).
Согласно сведениям, имеющимся в паспортах безопасности, МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» установлена 4 категория опасности.
Согласно заявке МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» от <...>, направленной в адрес начальника Управления образования администрации Мариинского муниципального округа, МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» просит выделить денежные средства монтажа системы речевого оповещения при угрозе совершения террористического акта (СОУЭ УСТА) на объектах по адресам: <...> в сумме <...> рублей: <...> - <...> рублей (л.д.60).
<...> между МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» (Заказчик) и ИП В. (Исполнитель) заключен контракт № <...> Монтажа системы оповещения и управления эвакуацией «Антитеррор» в здании МБДОУ «Д/с № 8 «Василек», согласно которому ИП В. обязуется в установленный Контрактом срок провести Монтаж системы оповещения и управления эвакуацией «Антитеррор» в зданиях МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» по адресу: <...> в соответствии со сметной документацией и Техническим заданием, а МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» обязуется надлежаще принять Работы и оплатить обусловленную Контрактом цену в пределах лимитов бюджетных обязательств (п.1.1.). Цена контракта составляет <...> рублей (п.2.1.). Сроки выполнения работ по настоящему Контракту: с <...> по <...> (п.4.1.).
Таким образом, здания МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными система (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства в ходе судебного заседания не оспорены, надлежащими доказательствами не опровергнуты.
При таком положении, разрешая данный спор, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными система (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем, требования прокурора об обязании МБДОУ «Детский сад № 8 «Василек» провести работы по оборудованию в зданиях образовательной организации, расположенной по адресам: <...> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания.
Проанализировав нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, мероприятия по устранению которых необходимо провести МБДОУ «Д/с № 8 «Василек», принимая во внимание, что в соответствии с паспортами безопасности МБДОУ «Д/с № 8 «Василек», утвержденными <...>, объектам охраны присвоена четвертая категория опасности, приходит к выводу, что обязанность по проведению мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 24, пунктом 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации), возложена на Учреждение.
На необходимость проведения данного мероприятия указано в разделе VIII «Выводы и рекомендации» паспортов безопасности МБДОУ «Д/с № 8 «Василек», утвержденного заведующим МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» <...>.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Учитывая, что выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории), предусмотренных подпунктом «д» пункта 24, пунктом 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), впервые рекомендовано Учреждению только паспортами безопасности, утвержденными <...>, а также, исходя из требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, суд считает возможным установить МБДОУ «Д/с № 8 «Василек» срок выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) - не позднее <...>.
Поскольку истец исковые требования в частипризнания бездействие администрации Мариинского муниципального округа по необеспечению целевого финансирования мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, незаконным, и возложить на администрацию Мариинского муниципального округа обязанность обеспечить целевое финансирование мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до <...> не поддержал, то у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований к Администрации Мариинского муниципального округа в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Мариинска (<...>), действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек» (<...>) оборудовать объекты (территорию) образовательной организации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василек», расположенной по адресам: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до <...>.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Мариинска к Администрации Мариинского муниципального округа отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья - А.Р. Байгунаков
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2025.
Судья - А.Р. Байгунаков
Решение не вступило в законную силу.
Судья - А.Р. Байгунаков
Секретарь - Л.А. Селезнева
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела № 2а-166/2025 Мариинского городского суда Кемеровской области.
Секретарь - Л.А. Селезнева
