ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0012-01-2024-002287-22 |
Дата поступления | 28.12.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями) |
Судья | Гильманова Татьяна Александровна |
Дата рассмотрения | 27.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 28.12.2024 | 14:58 | 28.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 28.12.2024 | 15:01 | 28.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 28.12.2024 | 15:50 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 28.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 28.12.2024 | 15:55 | 28.12.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 16.01.2025 | 11:00 | Зал 6 (каб.110) | [*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству) | 28.12.2024 | ||||
[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству) | 16.01.2025 | 11:40 | 16.01.2025 | ||||||
Судебное заседание | 16.01.2025 | 11:45 | Зал 6 (каб.110) | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 16.01.2025 | |||
Подготовка дела (собеседование) | 30.01.2025 | 10:55 | Зал 2 (каб.106) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 16.01.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 30.01.2025 | 11:00 | 30.01.2025 | ||||||
Судебное заседание | 30.01.2025 | 11:05 | Зал 2 (каб.106) | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 30.01.2025 | |||
Подготовка дела (собеседование) | 12.02.2025 | 16:15 | Зал 2 (каб.106) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 30.01.2025 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 12.02.2025 | 16:20 | 12.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 27.02.2025 | 10:00 | Зал 2 (каб.106) | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 12.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 11.03.2025 | 17:00 | 27.02.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 21.03.2025 | 15:25 | 21.03.2025 | ||||||
Дело оформлено | 26.04.2025 | 12:47 | 26.04.2025 | ||||||
Дело передано в архив | 28.04.2025 | 12:47 | 26.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Мариинского муниципального округа | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Миронов Никита Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа №12" | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Отдел вневедомственной охраны по городу Мариинску-филиал ФГКУ "Управление вневедомстсенной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Прокурор г. Мариинска | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление образования администрации Мариинского муниципального округа | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ФГКУ "Управление вневедомстсенной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу" |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛИСТЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата выдачи | Серия, номер бланка | Номер электронного ИД | Статус | Кому выдан / направлен | |||||
18.04.2025 | ФС № 038702037 | Выдан | Взыскатель |
Дело № 2а-131/2025
УИД 42RS0012-01-2024-002287-22
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.
при секретаре Медведевой Д.А.
с участием прокурора Ротэряну А.А.,
представителя административного ответчика - Карташовой З.В.
представителя заинтересованного лица Кузнецова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области 27 февраля 2025 года административное дело по административному иску прокурора города Мариинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа № 12", администрации Мариинского муниципального округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Мариинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа №12», администрации Мариинского муниципального округа о возложении обязанности совершить действия.
Исковые требования мотивированы тем, прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций Мариинского муниципального округа, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.
Так, пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- 03 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) закреплена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за додающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона №273 - ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктами 1-3, 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон №35-Ф3) принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в числе прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из подпунктов «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ усматривается, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно - энергетического комплекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 5 Федерального закона №35-Ф3 юридические лица должны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов(территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования №1006).
Пунктом 5 Требований к антитеррористической защищенности предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г» пункта 17 Требований №1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Подпунктами «а», «в», «г» пункта 18 Требований №1006 предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается в частности посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно подпункту «д» пункта 21 Требований № 1006 минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
В силу требований подпункта «д» пункта 24, пункта 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) четвертой, третьей категории опасности осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (далее - СОУЭ УСТА).
По результатам проверки установлено, что здание образовательной организации - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12» (далее - МБОУ«ООШ №12») по <...>, - не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Указанные нарушения свидетельствуют о непринятии мер по обеспечению безопасного пребывания в указанной образовательной организации воспитанников, работников и иных лиц, посещающих школу.
В связи с установленными обстоятельствами 26.08.2024 прокурором города начальнику Управления образования администрации Мариинского муниципального округа внесено представление о необходимости принятия мер по оборудованию образовательных организаций системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Представление рассмотрено 13.09.2024. Из содержания ответа на акт прокурорского реагирования следует, что оснащение системой оповещения МБОУ «ООШ №12» планируется на 2025 год, в настоящее время денежные средства на данные мероприятия отсутствуют.
Согласно акту обследования (инспектирования) образовательной организации, предоставленному прокуратуре города в ходе проверки Отделом вневедомственной охраны по г.Мариинску - филиалом ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Кемеровской области-Кузбассу» от 01.08.2024, усматривается, что в вышеуказанной образовательной организации отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ УСТА), что является недопустимым и создает угрозу для безопасного пребывания в нем обучающихся, педагогов, иных лиц.
Согласно сведениям, имеющимся в паспорте безопасности, МБОУ «ООШ № 12» установлена 4 категория опасности. Следовательно, образовательная организация обязана осуществить мероприятия по установке системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Отсутствие данной системы свидетельствуют о непринятии мер по обеспечению безопасного пребывания на объекте (территории) учреждения образования граждан, в том числе несовершеннолетних, работников и иных лиц, посещающих данные организации.
В соответствии с пунктом 31 Требований № 1006 система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Часть 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает положение о том, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы.
Поскольку ответчиком на сегодняшний день меры по оборудованию здания школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не принимаются, правомерно привлечение ответчика к гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Нарушения требований антитеррористической защищенности на объектах образования Мариинского городского округа несут реальную опасность для жизни и здоровья как несовершеннолетних обучающихся, лиц, непосредственно осуществляющих свою деятельность на объектах, так для посетителей данных учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.
Настоящий иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения антитеррористической защищенности объекта образования Мариинского муниципального округа.
Просит суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания.
Установить ответчику срок до 31.12.2025, в течение которого указанные действия должны быть совершены.
Определением Мариинского городского суда Кемеровской области от 16.01.2025 суд перешел к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением Мариинского городского суда от 16.01.2025 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу (<...>).
Определением Мариинского городского суда от 30.01.2025 из числа заинтересованных лиц исключена администрация Мариинского муниципального округа и привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.
Прокурором были уточнены административные исковые требования, мотивированные следующим.
Прокурором г.Мариинска 28.12.2024 в Мариинский городской суд предъявлено административное исковое заявление о возложении обязанности на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 31.12.2025.
Установлено, что в силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Вместе с тем, собственник в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии положениями Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» является юридическим лицом; к компетенции учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся; учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся. Учредителем и собственником имущества учреждения является Мариинский муниципальный округ, от имени Мариинского муниципального округа функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администрации Мариинского муниципального округа, являющееся структурным подразделением администрации Мариинского муниципального округа.
Согласно статье 39 Устава муниципального образования Мариинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, принятого решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 19.11.2021 № 5/2 (далее - Устав), администрация Мариинского муниципального округа (местная администрация) - исполнительно - распорядительный орган местного самоуправления Мариинского муниципального округа.
В соответствии со статьей 72 Устава Мариинский муниципальный округ имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет Мариинского муниципального округа предназначен для исполнения расходных обязательств Мариинского муниципального округа.
В судебном заседании установлено, что именно администрация Мариинского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Мариинского муниципального округа, вопросы составления бюджета и финансирования отдельных мероприятий, в том числе в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций, уполномочена разрешить именно администрация Мариинского муниципального округа, следовательно, полномочия по финансированию мероприятий, направленных на исполнение требований прокурора к образовательной организации, уполномочена реализовать исключительно администрация Мариинского муниципального округа.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и соблюдение требований законодательства об образовании, является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Установлено, что меры по соблюдению требований федерального законодательства, принимаемые МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12», не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних в соответствии с установленными нормами. Неисполнение обязательных требований, предъявляемых к антитеррористической защищенности, создаёт угрозу жизни и здоровью детей, посещающих указанную образовательную организацию.
В свою очередь, бездействие администрации Мариинского муниципального округа ущемляет их право на получение образовательных услуг в условиях безопасности, а также не обеспечивает профилактику несчастных случаев во время пребывания в образовательной организации, поскольку непринятие мер по обеспечению безопасности может создавать реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
Просит признать бездействие администрации Мариинского муниципального округа по необеспечению целевого финансирования мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, незаконным.
Возложить на администрацию Мариинского муниципального округа обязанность обеспечить целевое финансирование мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации, расположенных по адресу: ул<...> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 01.09.2025.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» обязанность оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 31.12.2025.
В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Ротэряну А.А. административные исковые требования уточнила: не поддерживает административные исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации Мариинского муниципального округа и обязании профинансировать мероприятия по оборудованию объектов (территории) образовательной организации «Основная общеобразовательная школа № 12», расположенных по адресу: <...> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, поскольку в настоящий период времени лимиты денежных средств фактически доведены, заключен контракт на выполнение работ. На момент предъявления искового заявления в суд отсутствовала информации о выделении денежных средств на реализацию указанных мероприятий. Таким образом просит суд возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» обязанность оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 31.12.2025.
В судебном заседании представитель административного ответчика - директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» К. административные исковые требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что на основании иска от прокуратуры были проведены следующие работы: на эти цели было выделено финансирование, заключен контракт по установке и монтажу, подрядчик приступит к работе 20 марта в период каникул, поскольку работы не могут быть осуществлены в учебное время. Денежные средства на оплату контракта находятся на расчетном счету Управления образования.
Представитель административного ответчика - администрации Мариинского муниципального округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявления просили дело рассмотреть в свое отсутствие, представили письменные возражения, мотивированные тем, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Управление образования, поскольку МБОУ «ООШ № 12» подведомственно управлению образования администрации Мариинского муниципального округа, которое является самостоятельным юридическим лицом и главным распорядителем бюджетных средств. Просят в удовлетворении исковых требованийпрокурора г.Мариинска отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц Отдела вневедомственной охраны по городу Мариинску - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Кемеровской области-Кузбассу К. административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Управления образования администрации Мариинского муниципального округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица.
Суд, рассмотрев административное дело, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, приходит к следующему.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями пунктов 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в силу статьи 38 приведенного Федерального закона несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В силу статьи 2 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности; целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации установлены в статье 83 Закона N 123-ФЗ.
Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, согласно части 1 статьи 91 Закона N 123-ФЗ оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности названных объектов на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ результаты испытаний являются одним из условий, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 144 Федерального закона № 123-ФЗ испытание является формой оценки соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
Пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, установлено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (абз.1); при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке (абз. 4).
В целях обеспечения выполнения положений статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N 318 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона Федерального закона № 123-ФЗ.
Перечень содержит нормативные документы по пожарной безопасности ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность». Разделом 6.6. ГОСТ Р 59638-2021 определен порядок замены технических средств системы пожарной сигнализации (далее - СПС) по истечении срока.
Разделом 6.7. ГОСТ Р 59639-2021 определен порядок замены технических средств системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ) по истечении срока. В соответствии с пунктом 6.7.1 ГОСТ Р 59639-2021 не допускается эксплуатация технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №12» является некоммерческой организацией (п. 1.3. Устава). Учредителем и собственником имущества Учреждения является Мариинский муниципальный округ. От имени Мариинского муниципального округа функции и полномочия Учредителя осуществляет управление образования администрации Мариинского муниципального округа (п. 1.4 Устава). Учреждение является профессиональной образовательной организацией. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством; имеет печать с полным наименованием Учреждения на русском языке, штампы и бланки со своим наименованием, лицевые счета, открытые ему в соответствии с законодательством и обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления (п.1.13 Устава), тип - бюджетное учреждение (п.1.10 Устава), организационно-правовая форма - муниципальное учреждение (п. 1.11 Устава) (л.д. 33-62).
Прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций Мариинского муниципального округа, в ходе которой выявлены нарушения в указанной сфере в деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №12», расположенного по адресу: <...>
Указанные нарушения свидетельствуют о непринятии мер по обеспечению безопасного пребывания в указанной образовательной организации воспитанников, работников и иных лиц, посещающих школу.
Согласно акта обследования (инспектирования) образовательной организации Отдела вневедомственной охраны по г.Мариинску - филиал ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Кемеровской области-Кузбассу» от 01.08.2024, усматривается, что в вышеуказанной образовательной организации отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ УСТА) (л.д.19).
В связи с установленными обстоятельствами прокурором города начальнику Управления образования администрации Мариинского муниципального округа внесено представление о необходимости принятия мер по оборудованию образовательных организаций системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (л.д.10-13).
Согласно ответу Управления образования администрации Мариинского муниципального округа от 26.09.2024 (л.д.14-15) оснащение системой оповещения МБОУ «ООШ №12» планируется на 2025 год, в настоящее время денежные средства на данные мероприятия отсутствуют.
Судом установлено, что 28.12.2024 администрацией Мариинского муниципального округа произведено финансирование в достаточном размере для проведения указанных необходимых работ, в свою очередь Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Основная общеобразовательная школа №12» 21.02.2025 заключен контракт на оборудование системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) электронного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, к осуществлению работ приступят 20 марта 2025.
При таком положении, разрешая данный спор, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований в части признания бездействия администрации Мариинского муниципального округа по необеспечению целевого финансирования мероприятий по оборудованию объектов (территории) образовательной организации МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12», расположенных по адресу: <...> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, незаконным и возложении на администрацию Мариинского муниципального округа обязанность обеспечить целевое финансирование указанных мероприятий в срок до 01.09.2025.
Поскольку в настоящее время МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» обязанность по оборудованию объекта (территории) образовательной организации, расположенные по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, фактически не исполнена, при этом предприняты реальные меры по исполнению законных и обоснованных требований прокурора, суд считает правильным удовлетворить заявленные административные исковые требования прокурора в данной части.
В соответствии с ч.1 ст.352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.
Проанализировав обстоятельства рассматриваемого спора, учитывая очевидную необходимость для административного ответчика выполнить соответствующие мероприятия, в частности, привлечь к выполнению возлагаемой обязанности соответствующих специалистов, что может повлечь затраты по времени, суд полагает возможным установить срок для исполнения МБОУ «Основная общеобразовательная школа №12» решения суда в соответствии с необходимым объемом мероприятий, объемом работ до 31.12.2025, он является разумным и достаточным.
Доводы представителя административного ответчика - администрации Мариинского муниципального округа относительно того, что надлежащим административным ответчиком является Управление образования администрации Мариинского муниципального округа, поскольку оно является главным распорядителем бюджетных средств, а одной из его основных задач является выполнение от имени администрации функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных бюджетных организаций, судом отклоняются в силу следующего.
Согласно ст.39 Устава муниципального образования Мариинский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса, принятого решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа от 19.11.2021 N 5/2 администрация Мариинского муниципального округа (местная администрация) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Мариинского муниципального округа.
Администрация Мариинского муниципального округа в соответствии с настоящим Уставом наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа.
Структура администрации Мариинского муниципального округа утверждается Советом народных депутатов Мариинского муниципального округа по представлению главы Мариинского муниципального округа. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Мариинского муниципального округа призваны осуществлять исполнительные, распорядительные и контрольные функции местного самоуправления в определенной сфере деятельности либо на определенной территории.
Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Мариинского муниципального округа могут являться юридическими лицами, иметь смету доходов и расходов, открывать счета в банках в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1.1 Положения об Управлении образования администрации Мариинского муниципального округа, утвержденного постановлением главы Мариинского муниципального округа от 15.12.2021 № 12-ПГ, Управление образования является отраслевым органом администрации Мариинского муниципального округа, действующим в целях осуществления полномочий органов местного управления Мариинского муниципального округа по решению вопросов местного значения в сфере образования, а также отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления Мариинского муниципального округа в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, защиту имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.72 Устава Мариинский муниципальный округ имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет Мариинского муниципального округа предназначен для исполнения расходных обязательств Мариинского муниципального округа.
Согласно ст.73 Устава проект бюджета Мариинского муниципального округа составляется администрацией Мариинского муниципального округа в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативным правовым актом Совета народных депутатов Мариинского муниципального округа.
При этом Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации» и «О пожарной безопасности» обязанности по обеспечению пожарной безопасности, по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложены именно на органы местного самоуправления, при этом Управление образования является всего лишь отраслевым органом администрации Мариинского муниципального округа, а не самостоятельным органом местного самоуправления.
Заявки на финансирование формируются образовательным учреждением и передаются в Управление образования, затем Управление образования направляет заявку в финансовый отдел администрации для планирования бюджета.
При этом администрация Мариинского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Мариинского муниципального округа, и именно администрацией Мариинского муниципального округа составляется проект бюджета Мариинского муниципального округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора города Мариинска (<...>), действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 12» (<...>) обязанность оборудовать объекты (территорию) образовательной организации, расположенные по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, снабженных источником бесперебойного питания, в срок до 31.12.2025.
В удовлетворении административных исковых требований к администрации Мариинского муниципального округа отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Мариинский городской суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья - Т.А. Гильманова
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2025 года
Судья - Т.А. Гильманова
Решение не вступило в законную силу
Судья - Т.А. Гильманова
Секретарь - Д.А. Медведева
Подлинный документ находится в материалах административного дела № 2а-131/2025 Мариинского городского суда Кемеровской области
Секретарь - Д.А. Медведева
