ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 42RS0012-01-2024-002283-34 |
Дата поступления | 28.12.2024 |
Категория дела | О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (гл. 32 КАС РФ) → О взыскании налогов и сборов |
Дата рассмотрения | 24.02.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Номер здания, название обособленного подразделения | 1 |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 28.12.2024 | 11:53 | 28.12.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 28.12.2024 | 12:15 | 28.12.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 28.12.2024 | 12:44 | Административное исковое заявление принято к производству | 28.12.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 28.12.2024 | 12:45 | 28.12.2024 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 22.01.2025 | 11:00 | Зал 5 (каб.109) | Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 28.12.2024 | ||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 22.01.2025 | 11:15 | 22.01.2025 | ||||||
Судебное заседание | 06.02.2025 | 15:00 | Зал 6 (каб.110) | Отложено | неявка надлежащим образом извещенного административного ответчика, присутствие которого является/признано обязательным | 23.01.2025 | |||
Судебное заседание | 24.02.2025 | 11:30 | Зал 3 (каб.107) | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 06.02.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.03.2025 | 12:30 | 12.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 12.03.2025 | 17:00 | 12.03.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Межрайонная ИФНС России №14 по Кемеровской области -Кузбассу | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Межрайонная ИФНС России №9 по Кемеровской области -Кузбассу | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Штумф Яков Михайлович |
Дело № 2а-127/2025 (2а-1233/2024;)
УИД 42RS0012-01-2024-002283-34
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Байгунакова А.Р.
при секретаре Селезневой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области 24 февраля 2025 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Кемеровской области - Кузбассу к Штумф Якову Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 14 по Кемеровской области- Кузбассу обратилась в суд с административным исковым заявлением к Штумф Я.М. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Требования обоснованы тем, что Штумф Я.М. является плательщиком налогов и сборов, и состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу.
Приказом ФНС России № <...> от <...> создана Межрайонная ИФНС России № 14 по Кемеровской области - Кузбассу.
1.1 Согласно сведениям, предоставленным в соответствии с п. 4 ст.85 НК РФ <...>, налогоплательщик ШТУМФ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ в 2021 году реализовал объект недвижимого имущества (гараж - размер доли в праве 100 %) по адресу: <...>, с кадастровой стоимостью <...> руб., цена сделки согласно договору купли-продажи от <...> составила <...> руб. По сведениям Росреестра дата регистрации: <...>, дата снятия с регистрации: <...>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, умноженная на понижающий коэффициент 0.7 (<...>).
Таким образом, доход от продажи объекта недвижимого имущества в 2021 году на основании сведений <...> по кадастровой стоимости объекта, умноженной на понижающий коэффициент составил <...> руб.
Вместо применения имущественного вычета налогоплательщик имеет право уменьшить величину дохода, полученного от продажи имущества, на фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с приобретением этого имущества (согласно договора покупки от <...> цена сделки составила <...> руб.).
Разница между суммой кадастровой стоимости объекта, умноженной на понижающий коэффициент и размером документально подтвержденных расходов подлежит налогообложению в соответствии с положениями главы 23 НК РФ: <...>
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 393 079 руб.
В нарушение п. 1 ст.229 НК РФ ШТУМФ ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ по состоянию на <...> не исполнил обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2021 год, тем самым совершил противоправное деяние, за которое пп. ст.119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.
1.2. Камеральной налоговой проверкой установлено, что Штумф Я.М. не исчислил и не уплатил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 393 079 руб., тем самым совершил противоправное деяние, за которое п. 1 ст.122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.
В соответствии с п. 4 ст.228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты налога на доходы физических лиц за 2021 г. не позднее <...>.
Таким образом, в ходе налоговой проверки установлено наличие состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.119 НК РФ (в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2021 год) вины налогоплательщика Штумфа Якова Михайловича и, соответственно, оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности. Инспекция снизила размер налоговых санкций в отношении Штумфа Я. М. в 16 раз:
установить сумму штрафа за непредставление в установленный НК РФ срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 7370,24 руб. <...>.
за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы по п. 1 ст.122 НК РФ в размере 4913,50 руб. <...>.
На дату составления настоящего заявления к взысканию в судебном порядке сумма НДФЛ за 2021 год составляет 388758,99 руб., штраф по п. 1 ст.119 НК РФ - 7370,24 руб., штраф по п. 1 ст.122 НК РФ в размере 4913,50 руб.
2. Штумф Я.М., являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил надлежащим образом свою обязанность по его уплате за 2021 год, что подтверждается следующим.
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-03 «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортных средств, соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Согласно сведениям, представленным <...> в налоговый орган, в собственности Штумф Я.М. находятся следующие транспортные средства:
Модель |
Тип ТС |
Мощность, л/с |
Ставка |
Период владения |
Сумма налога, руб. |
<...> <...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
434,00 руб. (2021 год) |
<...> |
<...> <...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
5880,00 руб. (2021 год) |
Срок уплаты транспортного налога за 2021 год - не позднее 01.12.2022.
Согласно п. 2 ст.52 НК РФ, ответчику направлено налоговое уведомление № <...> от <...> с указанием сумм налога за 2021 год.
Однако в установленные НК РФ сроки Штумф Я.М. не уплатил задолженность по транспортному налогу за 2021 год.
Согласно п. 1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст.69,70 НК РФ ответчику направлено требование № <...> от <...>.
В срок, установленный в требовании, сумма недоимки по транспортному налогу за 2021 год в размере 6314,00 руб. административным ответчиком в бюджет не уплачена.
3. Штумф Я.М. являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, не исполнил надлежащим образом свою обязанность по уплате налога за 2021 год, что подтверждается следующими фактами.
В соответствии со ст.399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ.
На основании ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается жилой дом, квартира, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно сведениям, представленным налоговому органу <...> (далее - <...>), Штумф Я.М. является собственником следующего недвижимого имущества.
Адрес места расположения объекта недвижимости |
Инвентаризаци онная/ Кадастровая стоимость |
Доля в праве собствен ности |
Ставка |
Период владения |
Сумма налога, руб. |
Гараж <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
2789,00 руб. (за 2021 год) |
В соответствии со ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Статьей 405 НК РФ определено, что налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пп. 1 п. 2, п. 3 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат и могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст.406 НК РФ - в размере 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Срок уплаты транспортного налога за 2021 год - не позднее 01.12.2022.
Согласно п. 2 ст.52 НК РФ, ответчику направлено налоговое уведомление № <...> от <...> с указанием сумм налога за 2021 год.
Однако в установленные НК РФ сроки Штумф Я.М. не уплатил задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2021 год.
Согласно п. 1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст.69,70 НК РФ ответчику направлено требование № <...> от <...>.
В срок, установленный в требовании, сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 2789,00 руб. административным ответчиком в бюджет не уплачена.
4. В связи с вступлением в силу Федерального закона № 263-ФЗ от 14.07.2022 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» в налоговых органах Федеральной налоговой службы России внедрен институт Единого налогового счета (далее - ЕНС).
В соответствии с п. 2 ст.11.3 НК РФ ЕНС признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП и (или) признаваемых в качестве ЕНП.
В силу п. 2 ст.11 НК РФ под совокупной обязанностью понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ.
На основании п. 1 ст.11.3 НК РФ ЕНП признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика.
Согласно п. 3 ст.11.3 НК РФ сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.
Дата образования отрицательного сальдо ЕНС <...> в сумме 45283,73 руб., в том числе пени 4893,55 руб. Задолженность по пени, принятая из ОКНО при переходе в ЕНС в сумме 4893,55 руб. (пеня по налогу на имущество - 466,36 руб. + пеня по транспортному налогу - 4415,37 руб. + пеня по НДФЛ - 11,82 руб.).
Состояние отрицательного сальдо ЕНС на момент формирования заявления о вынесении судебного приказа <...> от <...>: общее сальдо в сумме 466507,54 руб., в том числе пени 45824,81 руб.
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа <...> от <...>, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания, составляет 508,96 руб.
В части применения мер взыскания по ст.48 НК РФ:
№пп |
№ (№ исх.ЗВСП) |
Дата (дата исх.ЗВСП) |
Суммы взыскания по документу |
Непогашенный остаток по документу в части пени на момент формирования заявления 12.08.2023 | ||
Всего |
в том числе пени |
|||||
1 |
ЗВСП по ст.48 |
<...> |
<...> |
6404.66 |
90.66 |
0 |
2 |
ЗВСП по ст.48 |
<...> |
<...> |
8472.12 |
2158.12 |
411.95 |
3 |
ЗВСП по ст.48 |
<...> |
<...> |
18756.19 |
97.01 |
97.01 |
ИТОГО |
508.96 |
Расчет пени для включения в заявление о вынесении судебного приказа № <...> от <...>: 45824,81 руб. (сальдо по пени на момент формирования заявления <...>) - 508,96 руб. (остаток непогашенной задолженности по пени, обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания) = 45315,85 руб.
Таблица расчета пени за период с <...> по <...> в разрезе изменения сальдо для расчета пени и изменений процентной ставки ЦБ.
Дата начала начисления пени |
Дата окончания начисления пени |
Вид обязанности |
Тип пени |
Кол. дней просрочки |
Недоимка для пени, руб. |
Ставка расчета пени/ делитель |
Ставка расчета пени/% |
Итого начислено пени, руб. |
<...> |
<...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
итого |
-23811.61 | |||||||
ИТОГО по периодам с даты предыдущего заявления\даты начала ОС ЕНС по 12.08.2023 |
-23811.61 |
Нормами налогового законодательства с 01.01.2023 определен новый порядок начисления пени.
Начисление пени увязано только с наличием общей задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ, которая позиционируется п. 2 ст.11 НК РФ как общая сумма недоимок, равная размеру отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика.
На основании п. 1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов, начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. 3 ст.75 НК РФ).
Согласно п. 6 ст.11.3 НК РФ сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 НК РФ, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на едином налоговом счете недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Таким образом, с 01.01.2023 начисление пени производится не по отдельным налогам, а на общую сумму отрицательного сальдо ЕНС.
В соответствии с п. 1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст.69 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо ЕНС налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
В соответствии с положением п. 9 ст.4 Федерального закона № 263-ФЗ от 14.07.2022 требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 в соответствии со ст.69 НК РФ, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ.
На основании п. 1 ст.70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 500 от 29.03.2023 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации в 2023 году» предельные сроки направления требований об уплате задолженности, предусмотренные НК РФ, увеличены на 6 месяцев.
Согласно п. 3 ст.69 НК РФ для исполнения требования об уплате задолженности налогоплательщику необходимо уплатить всю сумму в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату уплаты (исполнения требования).
Требование об уплате задолженности формируется один раз на сумму отрицательного сальдо ЕНС и действует до момента пока сальдо ЕНС не примет положительное значение либо равное нулю (т.е. для исполнения требования необходимо погасить всю имеющуюся задолженность с учетом вновь образованных неисполненных обязательств). В случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
В соответствии с п. 1, 2, 6 ст.48 НК РФ Долговым центром <...> принято решение № <...> о взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет Российской Федерации за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств на сумму 466 044,07 руб.
На основании п.п. 1 и. 3 ст.48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
В рассматриваемом случае, сумма задолженности превысила 10 000 руб. после направления в адрес Штумф Я.М. требования № <...> от <...> с суммой задолженности по налогам и пени.
Следовательно, шестимесячный срок на подачу в суд заявления о вынесении судебного приказа должен исчисляться с даты для добровольного исполнения требования № <...> от <...>, т.е. с <...>.
При таких обстоятельствах, крайним сроком на подачу заявления о вынесении судебного приказа является - <...> (<...> + 6 мес.).
Долговым центром мировому судье <...> в отношении Штумф Я.М. было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени.
Мировым судьей <...> выдан судебный приказ.
мировым судьей <...> было вынесено определение об отмене судебного приказа № <...>.
Таким образом, налоговым органом не пропущен как срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, так и срок для подачи в суд административного искового заявления в отношении Штумф Я.М.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Штумфа Якова Михайловича, <...> г.р., задолженность по налогам и пени в общем размере 455461,58 руб., из них: по НДФЛ, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 388 758,99 руб., (в т.ч. сумма штрафа по п. 1 ст.122 НК РФ в размере 4913,50 руб.), за 2021г., по требованию № <...> от <...>; сумма штрафа по п. 1 ст.119 НК РФ, по требованию № <...> от <...>, за 2021 год в размере 7370,24 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2021 год, по требованию № <...> от <...> в размере - 2789,00 руб.; по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год, по требованию № <...> от <...> в размере - 6314,00 руб.; пени в размере 45315,85 руб., по требованию: № <...> от <...>.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №14 по Кемеровской области - Кузбассу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик Штумф Я.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель Заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №9 по Кемеровской области - Кузбассу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица.
Суд, рассмотрев административное дело, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
К федеральным налогам отнесены НДС (глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации) и НДФЛ (глава 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации к налогоплательщикам НДС отнесены помимо иного, индивидуальные предприниматели, в соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, административный ответчикШтумф Я.М. является плательщиком налогов и сборов, и состоит на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области - Кузбассу.
Приказом ФНС России № <...> от <...> с <...> создана Межрайонная ИФНС России № 14 по Кемеровской области - Кузбассу.
Согласно Положению об Инспекции, утвержденному Приказом УФНС России по Кемеровской области № <...> от <...>, в её компетенцию, в числе прочих, входят следующие полномочия:
- контроль и надзор за полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей;
- взыскание в установленном порядке недоимки, а также пеней, процентов и штрафов по налогам, сборам и страховым взносам;
- предъявление в суды общей юрисдикции исков (заявлений): о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения.
Таким образом, с <...> налоговым органом, уполномоченным на подачу в суды общей юрисдикции заявлений о взыскании с физических лиц задолженности по налогам, страховым взносам и пени, является Инспекция.
Штумф Я.М. надлежащим образом не исполнил свои обязанности по уплате налога на доход физических лиц, налога на имущество физических лиц, транспортному налогу, что подтверждается следующими фактами.
Согласно сведениям, предоставленным в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», налогоплательщик Штумф Я.М. в 2021 году реализовал объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст.210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст.210 НК РФ налоговая база по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от продажи недвижимого имущества определяется с учетом особенностей, установленных ст.214.10 НК РФ.
Согласно п. 2 ст.214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
На основании пп. 1 п. 2 ст.220 НК РФ, устанавливающего особенности применения имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст.220 НК РФ, имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст.217.1 НК РФ, не превышающем в целом 1 000 000 рублей; в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного недвижимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст.217.1 НК РФ, не превышающем в целом 250 000 рублей.
Согласно п. 4 ст.217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст.217.1 НК РФ.
При этом пп. 2 п. 2 ст.220 НК РФ предусмотрено, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с п. 1 п. 1 ст.220 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
В соответствии с п.7 ст.6.1 НК РФ случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 НК РФ. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно статье 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Срок предоставления налоговой декларации по НДФЛ за 2021 год не позднее 30.04.2022. В установленный срок налоговая декларация представлена не была.
В связи с непредставлением налоговой декларации налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка. Камеральной налоговой проверкой установлено, что Штумф Я.В. не исчислил и не уплатил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 393 079 руб., тем самым совершил противоправное деяние, за которое п. 1 ст.122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность (л.д. 37-40).
Согласно сведениям, предоставленным в соответствии с п. 4 ст.85 НК РФ <...>, налогоплательщик ШТУМФ ЯКОВ МИХАИЛОВИЧ в 2021 г. реализовал объект недвижимого имущества (гараж - размер доли в праве 100 %) по адресу: <...>, с кадастровой стоимостью <...> руб., цена сделки согласно договору купли-продажи от <...> составила <...> руб.
По сведениям <...> дата регистрации: <...>, дата снятия с регистрации: <...>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, умноженная на понижающий коэффициент 0.7 (<...>).
Таким образом, доход от продажи объекта недвижимого имущества в 2021 году на основании сведений <...> по кадастровой стоимости объекта, умноженной на понижающий коэффициент составил <...> руб.
Вместо применения имущественного вычета налогоплательщик имеет право уменьшить величину дохода, полученного от продажи имущества, на фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с приобретением этого имущества (согласно договора покупки от <...> цена сделки составила <...> руб.).
Разница между суммой кадастровой стоимости объекта, умноженной на понижающий коэффициент и размером документально подтвержденных расходов подлежит налогообложению в соответствии с положениями главы 23 НК РФ: <...>
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 393 079 руб.
По факту выявленного нарушения в адрес налогоплательщика было направлено сообщение с требованием о представлении пояснений № <...> от <...>. На настоящий момент ответ от налогоплательщика не получен, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3 - НДФЛ за 2021 год не представлена.
Согласно п.1 ст.229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 7 ст.6.1 НК РФ случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2021г. следовало представить не позднее 04.05.2022.
Таким образом, в ходе налоговой проверки установлено наличие состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст.119 НК РФ (в непредставлении в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации за 2021 год) вины налогоплательщика Штумфа Якова Михайловича и, соответственно, оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности.
В соответствии с п. 1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Штумф Я.В. не исчислил и не уплатил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет в размере 393 079,00 руб., тем самым совершил противоправное деяние, за которое п.1 ст.122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.
Инспекция снизила размер налоговых санкций в отношении Штумфа Я. М.:
- сумму штрафа за непредставление в установленный НК РФ срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 7370,24 руб. <...>.
- за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы по п. 1 ст.122 НК РФ в размере 4913,50 руб. <...>.
Налоговым органом по итогам камеральной налоговый проверки составлен акт налоговой проверки №<...> от <...>, и вынесено решение № <...> от <...> (л.д. 37-40).
Таким образом, из материалов дела установлено, чтоШтумф Я.М. не исчислил и не уплатил сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в размере 393 079 руб.
С учетом изложенного, заявленные административные исковые требования о взыскании с Штумф Я.М. соответствующих обязательных платежей и санкций являются обоснованными, следовательно с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2021 год в сумме 388 758,99 руб., (в т.ч. сумма штрафа по п. 1 ст.122 НК РФ в размере 4913,50 руб.), за 2021г., по требованию № <...> от <...>; сумма штрафа по п. 1 ст.119 НК РФ, по требованию № <...> от <...>, за 2021 год в размере 7370,24 руб.
Также судом установлено, что Штумф Я.М. являясь плательщиком транспортного налога, не исполнил надлежащим образом свою обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год в установленный срок, что подтверждается следующим.
Статьей 2 Закона Кемеровской области от 28.11.2002 № 95-ОЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортных средств, соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Согласно сведениям <...>, представленным в налоговый орган, в собственности Штумф Я.М. находятся следующие транспортные средства (л.д. 35):
Модель |
Тип ТС |
Мощность, л/с |
Ставка |
Период владения |
Сумма налога, руб. |
<...> <...> |
<...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
434,00 руб. (2021 год) |
<...> |
<...> <...> <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
5880,00 руб. (2021 год) |
Срок уплаты транспортного налога за 2021 год - не позднее 01.12.2022г.
Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ ответчику направлено налоговое уведомление № <...> от <...> с указанием сумм транспортного налога за 2022 год (л.д.16) с указанием суммы налога за 2021. Однако в установленные НК РФ сроки Штумф Я.М. не уплатил задолженность по транспортному налогу за 2021 год.
Поскольку в срок, установленный в требовании, сумма недоимки по транспортному налогу за 2021 год в размере 6314,00 руб. административным ответчиком в бюджет не внесена, следовательно, в данной части заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Административный ответчик Штумф Я.М., являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, не исполнил надлежащим образом свою обязанность по уплате налога за 2021 год в установленный срок, что подтверждается следующим.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается жилой дом, квартира, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно сведениям, представленным налоговому органу <...>, Штумф Я.М. является собственником недвижимого имущества:
Адрес места расположения объекта недвижимости |
Инвентаризаци онная/ Кадастровая стоимость |
Доля в праве собствен ности |
Ставка |
Период владения |
Сумма налога, руб. |
Гараж <...> |
<...> |
<...> |
<...> |
<...> |
2789,00 руб. (за 2021 год) |
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2021 год - не позднее 01.12.2022.
Согласно пункту 2 статьи 52 НК РФ административному ответчику направлено налоговое уведомление № <...> от <...> с указанием сумм налога за 2021 г. (л.д.16).
Из уведомления следует налог на данное недвижимое имущество рассчитан на 6 месяцев 2021 года владения Штумф Я.М. данным гаражом.
Однако в установленный НК РФ срок Штумф Я.М. не уплатил задолженность по налогу на имущество физических лиц 2021 год.
В срок, установленный в требовании № <...> от <...>, сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц административным ответчиком в бюджет не внесена в размере 2789,00 руб.
Поскольку в срок, установленный в требовании, административным ответчиком задолженность по налогу на имущество физических лиц не внесена в бюджет, то образовавшаяся задолженность в размере 2789,00 руб. подлежит взысканию с Штумф Я.М.
На основании п.1 ст.23 НК РФ все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
На основании пункта 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В рассматриваемом случае сумма задолженности превысила 10 000 руб. Следовательно, шестимесячный срок на подачу в суд заявления о вынесении судебного приказа должен исчисляться с даты для добровольного исполнения требования № <...> от <...>, т.е. с <...>.
При таких обстоятельствах, крайним сроком на подачу заявления о вынесении судебного приказа являлось - <...> (<...> + <...> мес.).
Долговым центром мировому судье <...> в отношении Штумф Я.М. было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени.
<...> мировым судьей <...> выдан судебный приказ.
<...> мировым судьей <...> было вынесено определение об отмене судебного приказа № <...>.
Таким образом, налоговым органом не пропущен как срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, так и срок для подачи в суд административного искового заявления в отношении Штумф Я.М.
В силу п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налоговым органом представлен расчет задолженности по уплате пени в размере 45315,85 руб.(л.д.31), с которым суд соглашается, административным ответчиком указанный расчет не оспорен, доказательства оплаты задолженности по уплате налогов и пени или наличия льгот по их оплате суду административным ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что имеются основания для взыскания с административного ответчика Штумф Я.М. задолженности по уплате налогов и пени в заявленном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Таким образом, с административного ответчика Штумф Я.М. подлежит взысканию в доход бюджета Мариинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса государственная пошлина в размере 13 887 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Кемеровской области- Кузбассу к Штумф Якову Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Штумфа Якова Михайловича, <...>, ИНН <...>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Кемеровской области - Кузбассу задолженность по уплате налогов и пени в общем размере 455 461,58 руб., из них:
- задолженность по уплате налога на доходы физических лиц полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ в размере 388758,99 руб., (в т.ч. сумма штрафа по п. 1 ст.122 НК РФ в размере 4913,50 руб.), за 2021г., по требованию № <...> от <...>;
- задолженность по уплате штрафа по п. 1 ст.119 НК РФ, по требованию № <...> от <...>, за 2021 год в размере 7370,24 руб.;
- задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2021 год, по требованию № <...> от <...> в размере - 2789,00 руб.;
- задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2021 год, по требованию № <...> от <...> в размере - 6314,00 руб.;
- задолженность по уплате пени в размере 45315,85 руб., по требованию: № <...> от <...>.
Взыскать с Штумфа Якова Михайловича, <...>, ИНН <...>, в доход бюджета Мариинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса государственную пошлину в размере 13 887 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы через Мариинский городской суд, в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья - А.Р. Байгунаков
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2025.
Судья - А.Р. Байгунаков
Решение не вступило в законную силу.
Судья - А.Р. Байгунаков
Секретарь - Л.А. Селезнева
Подлинный документ находится в материалах административного дела № 2а-127/2025Мариинского городского суда Кемеровской области.
Секретарь - Л.А. Селезнева
